Велик и чрезвычайно многообразен могучий мир славянской языческой мифологии. Пытаться полностью разложить в нем все "по полочкам", все систематизировать и найти объяснение абсолютно всему - является неразрешимой задачей, потому что мифология эта складывалась тысячелетиями на громадных пространствах Евразии внутри отдельных праславянских племен, проживающих в совершенно непохожих климатических, географических и прочих условиях. Естественно, что верховными богами - наиболее чтимыми божествами и духами - у них могли быть вовсе не одни и те же персоналии. Но в этом многообразии, в этой полифонии - все же, кипела жизнь.
Попытаемся, однако, представить себе то объединяющее начало, найти те наиболее сходные черты в восприятии мифического древним славянином, которые в конечном итоге помогут нам разобраться в нас самих и в нашем сегодняшнем мире. Потому что все идет оттуда - от корней.
Боги:   Род, Святовит, Хорс, Семаргл, Дажьбог, Перун, Макошь, Сварог, Стрибог, Велес, Ящер, Ярило, Лада, Леля, Мара...
Первым и главнейшим из богов у славян был Род. Корень "род" изначально присутствует во всех славянских и даже протославянских языках. Вслушиваясь в само имя этого бога, каждый невольно ощутит его неразрывную связь с такими глубинными понятиями, как "приРОДа", "РОДина", "РОЖдение", "РОД людской", "поРОДа", "наРОД" и т.д. Список подобных однокоренных слов огромен. А человеческая общность начинается именно с языка. Если археологи находят физические признаки прошлого истории человечества, копаясь в земле, то язык наш сам по себе представляет собой огромное "археологическое" богатство. Нужно только внимательней прислушиваться. Например, ежедневно употребляемое всеми слово "спасибо" - производное от "спаси бог"; поэтому вряд ли стоит разбрасываться пожеланием "спаси тебя бог" всуе, по отношению к незнакомцам или врагам. И как бы сами собой откроются перед исследователями бесконечные пространства минувших времен. И многое станет понятным и близким...
Почему именно Род? Всю свою жизнь человек ощущал неразрывную связь с окружающей его действительностью, с природой, он жил в приРОДе, то есть буквально: жил ПРИ всем том, что создал бог Род, жил ПРИ РОДЕ. Место, в котором он жил, называлось РОДиной, то есть именно домом Рода. Вроде бы парадокс, но - даже в позднейшем по времени слове богоРОДица - присутствует Род. А как известно, именно богоРОДицу на Руси почитали особенно, признавая в ней покровительницу своей РОДины. То есть: все в мире, да и сам мир - создал РОД. Все остальные боги - суть части его, как и сам человек, как и все, что есть: и свет, и тьма, и жизнь, и смерть, и мертвое, и живое - во всем (и во всех прочих славянских богах также) присутствует бог изначальный. И зовут его Род. На свете не существует ничего, что бы появилось без участия в этом Рода, хотя бы потому что все на свете (как и сам свет) в конце концов когда-то же РОДилось (то есть буквально - Родом сделалось). Вслушивайтесь, вслушивайтесь в слова. Именно Род - бог-создатель. Гораздо позднее праславян семиты назовут его Иеговой, мусульмане - Аллахом, православные - Саваофом и Богом-Отцом "Саваоф" - в переводе "бог воинств" - это не самостоятельное имя какого-либо отдельного бога, а лишь хейти (божественный псевдоним) Иеговы.
Здесь нет никакого противоречия. По миропониманию славянина, Бог Единый создал и управляет всеми мирами один, но осуществляет Он эти функции через разные части себя самого - как бы других богов, но по сути: каждый из них - это частица Его. Как и сам человек - созданный волей Единого Творца.
Далее в славянском пантеоне расположены изначальные боги, отвечающие за глобальные основополагающие понятия, на которых зиждется, по убеждению древних славян, все сущее: это боги света, творения, стихий, любви, рождения, жизни и смерти, впрямую ведущие свое начало от Рода.
Божества:  Озем и Сумерла, Магура, Знич, Дана, Купало, Волх, Мороз, Спорыш, Числобог, Авсень, Поренута, Доля, Прок, Полкан, Корс (Квасура)...
Следом наступает черед знакомства с божествами. Это тоже боги, но они как бы отвечают за "отдельные участки работы", здесь меньше глобализма и гораздо больше конкретики. Сюда же относятся божества, рожденные изначальными богами - например, дочь Перуна Магура, дочь Лады Леля, (сын Велеса) Волх...
Духи:  Деды, Чур, Домовой, Дрема, Бабай, Воструха, Жировик, Клетник, Дворовой, Сарайник, Банник, Овинник, Ледащий, Шуликун, Луговой, Полудница, Степовой (Степник), Встречник, Леший, Аука, Пущевик, Лесавки, Листин, Болибошка, Водяной, Шишига, Ведьмак...
Знакомство с миром духов, представленным в "Славянском пантеоне", выстроено по несколько иному принципу. Духи были рядом с человеком всегда, они были ближе и понятнее, поскольку и вели себя порой вполне по-человечески. Духи - создания изначально родственные душам. Первые духи - это души умерших предков - Дедов, Чура (Щура) - пращура отдельного племени и рода. Далее возникают: душа дома - Домовой, сна - Дрема, бессонницы - Бабай, и так все далее и далее от центра (дома и человека в нем) - душа подворья, сарая, бани, овина, кузницы, луга, степи, леса, реки... Так постепенно раскрывается весь мир перед глазами человека. Раскрывается и наполняется душами, ибо все - одухотворено единым богом Родом.
Сущности:  Сварга, Облакопрогонники, Денница, Звезда, Гамаюн, Суденицы, Берегини, Русалки, Баечник, Свети-цвет, Стожар, Радуницы...
Мир сущностей показан в "Славянском пантеоне" как бы сверху вниз, то есть от неба к земле: от великой звездной Сварги - к вещим сущностям птице Гамаюн и Суденицам - и далее вплоть до Радуниц, оберегающих покой уже покинувшей этот мир человеческой души...
Знакомство с героями древнего языческого "Славянского пантеона" может оказаться увлекательным, может приблизить к пониманию мировосприятия наших предков и пробудить дальнейший интерес к изучению истории своего народа.